Всё, что надо знать о своём доме!

Делаем ВМЕСТЕ!

Как становятся старшим по дому?

Станислав Богданов, уполномоченное лицо самого большого дома Риги на 400 квартир, рассказал о своей работе.

Станислав Богданов, старший по дому на ул. Озолциема, 18 в Риге, побывал в гостях у проекта «Делаем вместе!» и рассказал о борьбе с бюрократией, секретах экономии 30% на оплате счетов за тепло и о том, почему активному жителю не стоит бояться взять на себя ответственность даже за очень большой многоквартирный дом.

В Риге, на улице Озолциема, 18, стоит дом-рекордсмен: 11 подъездов и почти 400 квартир — это самое масштабное жилое здание не только в Риге и Латвии, но и во всей Балтии. Быть старшим по дому в таком «городе в городе» — задача не для слабонервных. Станислав Богданов в прошлом профессиональный строитель, он сам когда-то возводил дома 119-й серии. Теперь же Станислав сумел перевести свой дом к новому управляющему, реконструировать шесть теплоузлов и снизить расходы на отопление на треть.

Несмотря на масштаб хозяйства, его принцип остается неизменным: проводить все работы — от замены электрокабелей за 60 000 евро до выкупа хозяйской земли — только за счет накоплений, без кабальных кредитов. В интервью нашему проекту он честно рассказал, как за 10 дней обзвонить сотни соседей и превратить бывших оппонентов в союзников ради общего блага.

- Я согласился стать уполномоченным лицом собственного дома, когда мне надоело бездействие муниципального домоуправления Rīgas namu pārvaldnieks. В то время мы с соседями хотели заменить в подъездах окна, которые уже практически выпадали наружу. Домоуправление провалило опрос: на проект требовалось минимум 200 подписей, а они установили минимальный срок сбора голосов всего в две недели и в итоге все сорвали. Тогда мы повторили опрос, но в то время я уже обратился к Игорю Трубко из домоуправления Rīgas namu apsaimniekotājs, чтобы он мне помог. Так что мы с соседями устроили голосование не только за замену окон, но заодно и за переход к этому управляющему.

■ ■ ■

- Ваш дом перешел к новому управляющему с накоплениями, достаточными для замены окон и других работ?

- Поначалу мы не знали, как всё будет, потому что фактически перешли к новому управляющему 1 ноября, а перечисление накоплений получили от RNP только в марте или апреле следующего года. Однако Игорь Трубко дал гарантийное письмо, что работы по замене окон будут оплачены, и даже внес аванс из своих средств, который мы ему позже вернули.

- А как вы вообще узнали, что можете стать старшим по дому и как-то участвовать в его благоустройстве?

- Что касается официального статуса «старший по дому», то всё началось еще раньше, во времена Ушакова, когда у нас хотели провести реновацию дома. Более 50% жителей были против, и я был одним из активных противников. Честно сказать, предложенный нам проект выглядел как порча дома: проект не учитывал те вложения, которые люди уже сделали сами, например, в те же лоджии, на остекление которых были потрачены тысячи евро.

■ ■ ■

- Станислав, а вы знаете толк в строительстве, чтобы так судить о реновации?

- Конечно! Я сам строитель и строил дома 119-й серии (работал на Рижском домостроительном комбинате довольно много лет), так что знаю эту систему. С того времени, когда дом оспорил решение о реновации, жители как-то доверились моему опыту и впоследствии выбрали меня старшим по дому.

- Скажите, пожалуйста, как строится ваша работа? За что отвечает старший по дому, а какие вопросы принимает общее собрание собственников квартир?

- Голосование собственников квартир необходимо в важных случаях. Например, в июле прошлого года мы установили камеры видеонаблюдения. Жители сами настаивали на этом, чтобы в нашем дворе появились камеры для предотвращения правонарушений. Было собрано более 55% подписей, и уже 11 июля новые камеры нам подключили.

Но сбор подписей занимает много времени — минимум два-три месяца, ведь в нашем доме почти 400 квартир.

Зато при выполнении аварийных работ подписи собственников не нужны, поскольку речь идет о срочном ремонте. Такие решения домоуправление оперативно согласует со старшим по дому, у которого есть полномочия от соседей.

■ ■ ■

- Какие работы вы организовали за последнее время?

- Прежде всего, мы начали с реконструкции шести теплоузлов, благодаря чему расходы на тепло у нас снизились почти на 30%. Далее мы меняли аварийные лежаки (горизонтальные трубы) в подвале. При прежнем управляющем в моем подъезде на трубе горячей воды было семь дыр, вода текла как из душа. Мы всё это заменили. Сейчас в процессе замена электрокабелей во всем доме. На это требовалась довольно большая сумма, около 60 000 евро. Когда закончим с кабелями, продолжим менять дырявые лежаки холодной воды, канализацию, а затем надо будет браться и за стояки в подъездах.

- Заменить все стояки в 11 подъездах — это очень сложно.

- Сложно, но я придерживаюсь варианта — никаких кредитов, работы оплачиваем только из накоплений дома. Сейчас вот у нас идет процесс принудительного выкупа хозяйской земли под домом, людям на это нужны деньги, и брать еще какие-то кредиты на ремонт, на мой взгляд, излишне. Кстати, за выкуп земли у нас проголосовало более 300 квартир, при необходимых 200 голосах.

- Чем больше квартир в доме, тем больше денег можно накопить на ремонты. Какие накопления вы с соседями делаете на обновление дома?

- В месяц у нас получается около 5 400 евро накоплений. Вроде бы большая сумма, но замена стояков в одном только подъезде может стоить 50–60 тысяч евро. То есть, чтобы накопить на один подъезд при текущих темпах, нужно около 10 месяцев. Но нужно учитывать, что помимо крупных работ в доме всегда есть мелкие: например, пока меняем кабели, сегодня же меняем лежак канализации в подвале для одной из квартир.

■ ■ ■

- Вы один такой активный человек в доме или у вас есть помощники?

- Найти помощников трудно. Формально нас трое, но надо понимать: быть старшим по дому - это тяжело, человеку приходится порой оставлять свою работу, свою семью.

- Вам в одиночку приходится самому обходить все 400 квартир, чтобы собрать подписи соседей под очередным решением?

- Бывает и так. По вопросу выкупа земли я 10 дней сидел на телефоне и обзванивал все квартиры.

- Я слышала, что многие активные люди и готовы бы взять ответственность за свой дом, но боятся конфликтов с соседями или того, что не справятся.

- Бояться нечего. В первые годы у меня тоже было достаточно врагов. Сейчас мы почти лучшие друзья: здороваемся с улыбкой, консультируемся по разным вопросам. Главное — не бояться, и если у тебя есть понимание дела, идти только вперед.

- Как вам удалось так изменить отношения с соседями?

- Я думаю, что работа показала результат — дом постепенно обновляется, и это изменило отношение людей ко мне. Конечно, есть упреки со стороны оппозиции, что я один «захватил» дом. Но большинство людей мне прямо говорит: «Делай то, что должен делать». Это и есть самый главный принцип.

Архив номеров: жми и читай!