Всё, что надо знать о своём доме!

Делаем ВМЕСТЕ!

Как сберечь жилье?

Какие проблемы есть у наших панельных домов, построенных в советское время, и как их можно решить?

Покупая квартиру, многие задумываются, что выбрать – старый дом или современный? На что обратить внимание при переезде? Что такое синдром больного здания и почему у вас портится настроение и ухудшается самочувствие, когда вы дома? На что нужно обратить внимание, если вы живете в панельке, построенной еще в советское время? Почему обваливаются железобетонные панели и рушатся балконы? И сколько вообще еще простоят советские дома?

Эту проблему давно изучает профессор Таллинского технического университета Карл Ыйгер. Профессор нередко читает лекции для жителей, в которых объясняет, как жить в старых и новых домах и что делать, чтобы сохранить свое жилье. Иногда ученый удивляет слушателей своими выводами. Например, он считает, что иногда лучше выбрать квартиру в солидном старом доме, чем в современном.

– Большинство новых современных домов – это красивый внешний вид, хорошие функциональные качества, минимальный расход энергии, – рассказал нам господин Ыйгер. – Но иногда, особенно в дешевых новостройках времени строительного бума может быть совершенно ужасная планировка. Например, большая гостиная, совмещенная с кухней, как это сейчас модно. Это неудобно, потому что все запахи идут в комнату. И узкая и длинная спальня, – говорит профессор. – Туда даже не влезает двуспальная кровать!

Почему нужно утеплять?

В советское время, говорит профессор, в каждой республике Прибалтики имелся домостроительный комбинат, и дома буквально штамповали пачками. Средний темп – девять пятиэтажек за месяц. Более 100 многоквартирных панелек в год.

Основная проблема старых, построенных еще в советское время, панельных домов – их неспособность удерживать тепло.

– Раньше на отоплении не экономили, и проблем не возникало, – рассказал нашей газете Карл Ыйгер. – Потом тепло подорожало, и люди стали беречь деньги. От холода и сырости поползла плесень, заговорили об утеплении. Но при утеплении очень важно позаботиться и о вентиляции. Иначе проблема с плесенью никуда не исчезнет.

Сейчас, говорит он, системы вентиляции даже порой позволяют экономить на отоплении. Современная вентиляция – это не просто подача и циркуляция свежего воздуха – в дом поступает уже предварительно нагретый воздух, что помогает сэкономить энергию.

Чем же лучше всего утеплять дом? Профессор считает, что хорош и пенополистирол, и минеральная вата.

– С учетом того, что стены в панельных и кирпичных домах выглядят как бутерброд, то есть внутри между внешней и внутренней стеной есть утеплитель, достаточно, если на внешнюю стену поставят еще один слой утеплителя, – говорит профессор.

Особенно, по его словам, страдают жители кирпичных домов, где утеплитель со временем оседает вниз и на верхних этажах его порою вообще нет. В таком случае проблему прекрасно решают 20 см, к примеру, каменной ваты, прикрепленной на фасад здания.

Конечно, добавляет он, есть еще один вариант: при помощи шприца пустоты в кирпичах фасада здания заполняют пенополиуретаном, и здание лучше сохраняет энергию. Но полностью заполнить все пустоты невозможно, поэтому вариант с дополнительным слоем утеплителя на фасаде профессору кажется лучше.

– При строительстве новых домов их сразу же утепляют, чтобы потом не было проблем, – говорит Карл Ыйгер. – В новых кирпичных домах слой утеплителя между стенами не 6 см, а уже гораздо больше. Утепление ведь нужно не только зимой – летом в неутепленных домах очень жарко, а дополнительный слой утеплителя сохраняет приятный климат в квартирах.

Сюрприз на голову

Еще одна немаловажная проблема – балконы. Точнее, их конструкции, которые со временем разрушаются.

– Один человек построил на балконе баню! – рассказывает профессор. – Очень часто люди загромождают балконы всякими вещами и мебелью. Не задумываясь о том, что, случись что, нужен будет экстренный доступ к конструкциям.

Карл Ыйгер считает, что нужно провести анализ всех балконов в домах советской постройки и изучить, в каком они состоянии.

– Но ни одна служба все балконы проинспектировать не сможет, – подчеркивает он. – Нужно чтобы правление каждого дома само проверило, в каком состоянии их балконы. Особое внимание следует обратить на железобетонные панели лоджий и коррозию их арматуры.

Некоторые балконы, добавляет профессор, уже просто в катастрофическом состоянии и могут обвалиться в любой момент!

– Вариантов, что можно сделать с аварийными балконами, несколько. Первый – снять их вообще и поставить металлическое ограждение. Второй – отремонтировать их или укрепить при помощи дополнительных колонн. Третий – снять старые и поставить новые, – перечисляет Карл Ыйгер.

Вековое качество

Каков же вообще срок службы панельных домов? Профессор считает, что, как минимум, 100 лет.

– 50 лет, о которых часто говорят, это срок службы по проекту, – поясняет он. – Но 50 лет для бетона, если за ним ухаживать, это ерунда. Усредненный срок службы панельных домов из железобетонных конструкций – более 100 лет!

Но, например, за отдельными частями дома нужен особый уход. Помимо вышеупомянутых балконов стоит обратить внимание на козырьки у входа дома, которые тоже порой держатся на честном слове, и на наружные плиты стены.

– Они из-за коррозии арматуры могут начать отваливаться, – предупреждает профессор. – Пока домов в страшном состоянии в нашем регионе нет, но в скором времени, если за фасадами не ухаживать и игнорировать проблему, могут появиться.

Еще одна опасность – сосульки. Это тоже от большой теплопроводности кровли и непродуманности карниза крыши.

– Тепло из верхних квартир поднимается на крышу, и там снег тает, – рассказывает профессор. – А на карнизе он замерзает. В итоге – сосульки. В некоторых районах я видел сталактиты длиной в шесть метров — это получается аж на два этажа вниз!

Дыхание разрушает железобетон

В неутепленном доме, по словам профессора, живущие там люди могут стать причиной разрушения бетонных панелей.

– Люди дышат, выдыхают влагу и углекислый газ. Влажность увеличивается и при стирке белья. Она вкупе с углекислым газом выходит изнутри дома и воздействует на бетон. И если в течение многих лет блок из легкого бетона увлажняется изнутри, то начинаются разные повреждения. Из-за разницы температур внутри и снаружи влага замерзает и расширяется, панель растрескивается, появляются повреждения от мороза, – рассказывает Карл Ыйгер.

Особенно часто это происходит осенью или весной, когда днем может быть плюсовая температура, а ночью – минус.

– Под воздействием температур панель расширяется и сужается, расширяется и сужается, таких циклов только в течение месяца может быть порядка 30, – констатирует профессор. – В итоге если в течение нескольких лет панель играет, играет, играет, то в конце концов на ней могут появиться трещины, и поверхность рассыпается.

800 кг весит в среднем один балкон, и если он упадет, к примеру, с высоты четвертого этажа, мало никому не покажется.

Сам себе энергетик

Тенденции таковы, что вскоре каждый дом должен будет стремиться к нулевому потреблению энергии. Это значит, что каждое товарищество должно будет придумать варианты, как обеспечить себя электричеством и отоплением.

– Вариантов много, – говорит Карл Ыйгер. – Солнечные панели снабжают дом электричеством и энергией для подогрева воды. Можно поставить ветрогенераторы. Или использовать подземную тепловую энергию. Дополнительную энергию можно принимать и из воздуха – на дом со стороны улицы ставят специальные устройства.

Сейчас, добавляет он, энергию можно принимать и из воды. Например, как в музее Летной гавани – сделали половое отопление, а трубы идут прямо в море. Море же даже зимой теплое. И при его помощи в здании морского музея стабильно держится температура 21–22 градуса.

– Если у вас есть неподалеку озеро, то можно использовать энергию и оттуда, – говорит профессор. – Конечно, при помощи воды всю потребность в энергии многовартирного дома покрыть не удастся. Но надо использовать и землю, и воздух, и солнце.

Потому что, поясняет он, сейчас ЕС требует, чтобы энергопотребление каждого дома стремилось к нулю. Затем, по планам, оно должно уже равняться нулю. А дальше каждый дом должен производить столько энергии, чтобы еще оставалось на продажу!

Когда дом заболел

Также в Европе существует такое понятие, как синдром больного здания. Это когда нет хорошей вентиляции, термосопротивление наружных окон низкое, конденсату некуда деваться, дом становится «больным». Плохой микроклимат – и трудоспособность человека падает.

– Например, летом может быть так жарко, что просто невозможно в квартире находиться, – говорит профессор. – Человек не может спать как следует, а если рядом еще стройка или оживленная улица, то и окно не открыть. При отсутствии нормальной вентиляции получаем загрязненный воздух, который не циркулирует.

Также на микроклимат может повлиять и выделение вредных химикатов из стройматериалов и новой мебели.

– Бывает, что линолеум кладут прямо на влажный бетон, и в воздух выделяются ядовитые химические компоненты, – рассказывает профессор. – Отделочные материалы и краски – тоже тот аспект, на который нужно обратить пристальное внимание при ремонте или покупке квартиры в новом доме. Если застройщик сэкономил или бригада использовала некачественные материалы, то люди, живущие в квартире, будут долго мучаться и не понимать, почему у них ухудшилось самочувствие.

Еще бывает так, что квартира выходит на солнечную сторону, и летом там просто невозможно находиться, потому что в окна постоянно светит солнце и очень жарко.

– Вентиляция очень важна! – подчеркивает профессор. – Одному человеку нужно 10–11 литров свежего воздуха в секунду. Два человека в помещении, следовательно, в два раза больше!

Многое зависит и от шумоизоляции. В панельных домах сосед чихнет, а вы ему через стенку желаете здоровья. В новостройках, по словам профессора, сейчас лучше, но все равно иногда ошибки бывают.

Архив номеров: жми и читай!