Гетлини – как это работает?

Рижане считают плату за вывоз мусора разорительной, однако Имант Стиранс, председатель правления предприятия Getļini Eko, уточняет: городской полигон делает все, чтобы не повышать тарифы. В том числе на свалке научились делать из нашего мусора массу полезных вещей: биогаз, электричество и тепло. Фактически из мусора в Гетлини выращивают около 200 тонн помидоров в год, а скоро построят теплицу под огурцы.

Как это было раньше?

– Рижский исполком в 1972 году нашел под Ригой не самое удачное место для свалки, – признается Имант Стиранс, – по сути, полигон расположился на болоте. Сюда начали свозить мусор. Технология очень простая: мусор ровняли бульдозером. Если бы сейчас был выбор, я с удовольствием использовал бы эту технологию, потому что это самое дешевое, что может быть. Но наступили 1990-е годы, и мы получили от ЕС домашнее задание привести в порядок систему обслуживания отходов. В Латвии тогда было 511 свалок – каждый уважающий себя город и крестьянское хозяйство держали собственный полигон. Было принято решение оставить 11 полигонов, которые обслуживали бы всю Латвию.

Самое большое хозяйство

– Гетлини – это самый большой полигон на берегу Балтийского моря. Мы обслуживаем по отходам примерно половину объема Латвии. Это около 400 000 тонн в год. К сожалению, за последние два–три года объем упал, потому что объем отходов на душу населения показывает уровень жизни в государстве. Последний кризис на 30% снизил количество отходов, поступающих на свалку.

Наша главная задача – превратить полигон из места захоронения мусора в предприятие, которое перерабатывает почти все отходы. В биологические ячейки закладывалось только 10–15% мусора, для переработки которых пока нет технологий.

Из мусора в газ

– Каждый день на свалку приезжают от 200 до 300 машин. Они привозят отходы, которые в Гетлини превращают в полигонный газ. Далее из этого газа получают электроэнергию и тепло.

Сначала каждую машину взвешивают на автоматических весах, чтобы узнать, какой объем отходов попадает на полигон. То, что больше не нужно людям, доставляют на пригорок, который называют биодеградационной ячейкой. Чтобы отходы не вредили окружающей среде, каждая ячейка снабжена изоляционной основой и трубами, по которым сточные воды отправляются на очистные сооружения.

В биодеградационной ячейке отходы выгружают, разравнивают и спрессовывают биокомпактором. Со всей Риги, а также из 21 ближайших самоуправлений, каждый день в Гетлини привозят до 1000 тонн отходов. Как только один слой отходов наполнен до предела, в ячейку помещают перфорированные трубы. С их помощью собирают газ, который образуется в процессе гниения.

Овцы на службе прогресса

– Высота заполненной биодеградационной ячейки составляет примерно 21 метр. Ячейку покрывают слоем глины и торфа, затем высеивают траву. Заполненная ячейка похожа на зеленый пригорок, покрытый полевыми цветами. На неактивных горах отходов располагаются пастбища. Порядок на них поддерживает отара черноголовых овец местной породы. Животные едят траву и таким образом помогают экономить ресурсы, необходимые для покоса.

Весной предприятие берет в аренду у фермеров 100 овец. Целое лето они проводят на пастбище, где не используются химикаты. Для овец даже построили особый навес, чтобы обеспечить им пристанище. С началом морозов отару возвращают в крестьянские хозяйства.

Свои теплицы, чтобы ничего не пропало

– Трубы, по которым отводится полигонный газ, соединяются в одному узле – на автоматической станции регулирования газа, где проверяют состав газа. Далее газ попадает в насосную станцию на территории энергоблока Гетлини. Газ из ячеек, которые были установлены на полигоне за последние 10 лет, высасывают четыре насоса, которые и подают его на очистные сооружения.

После очистки газ попадает в шесть моторов, приводит их в действие и запускает генераторы. Эти-то генераторы и производят электроэнергию, которая затем передается в распоряжение Latvenergo. А побочный продукт – теплоэнергию – используют для обеспечения хозяйственной деятельности Гетлини.

Полигон отапливает своей теплоэнергией не только хозяйственные здания. Она подается в тепличный комплекс площадью в один гектар. В следующем году мы построим еще одну теплицу на 3500 квадратных метров.

Ждите огурцов

– В теплицах Гетлини выращивают цветы и известные многим оранжевые помидоры. Помидоры у нас растут в минеральной вате, предназначенной для этой цели. К каждому саженцу подведены специальные капилляры, по которым подается смешанная с питательными веществами вода из глубинных источников. В год в Гетлини собирают сотни тонн урожая.

Важно, что в теплицах помидоры выращивают по принципам биологического сельского хозяйства, а значит, они не загрязнены химикатами. Даже в борьбе с вредителями применяют не опрыскивание, а их биологических врагов – опыление помидоров доверено шмелиным семьям, живущих в ульях, которые установлены прямо в теплице. Как это ни странно, наши помидоры стоят в магазинах, как два килограмма мяса, но покупатели находятся. Так что скоро мы на мусорном полигоне начнем и огурцы выращивать!