Втрое дешевле, чем у соседей

Латвия в трепете: одни владельцы квартир получили новые счета за тепло, другие – только ждут, но уже боятся. Однако есть в Латвии дома, которым холода обходятся так дешево, что только диву даешься.

Ну да. Сейчас вы снова скажете: «Не надо нам рекламировать реновацию!» Согласна, не надо. Реновация прошла в сотнях домах Латвии, но не везде жители радуются, рассматривая зимние счета домоуправления.

Рассказ про дом в Юрмале, на улице Плуду, 4 отдельный. Отчасти он и про реновацию. Но больше все-таки про предприимчивость отдельных жителей, которые рискнули, пошли на внедрение в доме новых технологий. И пока этот революционный риск вполне оправдывает себя.

Дом-музей

Юрмала, конечно, город курортный. Зона дачной застройки и элитных особняков. Это если посмотреть с парадной стороны. Но мы с вами заглянем с изнанки, потому что существует еще Юрмала панельно-многоэтажная, хорошо знакомая со всеми проблемами серийного жилья.

Одна из обычных «литовок» находится в Дзинтари, на улице Плуду, 4. Район не слишком престижный, хотя рядом Лиелупе и до моря сравнительно недалеко. Почему же жить тут не считается большой роскошью? Потому что домики в районе улиц Плуду и Плиекшана возведены в 70-80-х годах прошлого века и порядком поизносились. Коммунальные услуги дороги, а по помещениям общего пользования гуляют яростные сквозняки.

Но на Плуду есть один дом, куда можно ходить, как в музей. Это 45-квартирная пятиэтажка, недавно пережившая реновацию. С одной стороны, утеплением сейчас никого не удивишь, а с другой – жители этого дома в самые холода зимы 2013 года платили за отопление 0,41–0,49 лата с квадратного метра. Загляните в собственную квитанцию и убедитесь, что отдали домоуправлению в два-три, а то и в четыре раза больше.

– Приезжайте посмотреть на здешние чудеса, – зазвал нас Евгений Богданов, председатель Юрмальской ассоциации владельцев квартир, – у этого дома действительно можно поучиться!

Подстегиваемые беспокойством о тепловых счетах 2013/2014, мы незамедлительно отправились на Взморье. Именно учиться.

В три раза дешевле, чем у соседей

Дом по Плуду, 4 выглядит, как конфета. Но опыт давно научил нас, что внешний вид еще не говорит о реальном состоянии жилья. Поэтому мы вместе с Евгением Богдановым пошли смотреть на обещанное чудо – индивидуальную котельную, установленную жителями в подвале.

– Сам постоянно наблюдаю за ее работой, – говорит Богданов, – и мечтаю оборудовать в своем доме на улице Плиекшана, 96 такую же. Беда в том, что отопительные котлы недешевы, поэтому наши жители пока не согласны тратиться.

В подвале дома чисто и тепло. Котлы работают тихо. Жители довольны.

– Нам, – говорит Галина, – вообще грех жаловаться. Соседние дома платят муниципальному домоуправлению за обслуживание по 45 сантимов с квадратного метра. А мы вместе с возвратом кредита на утепление и установку котлов отдаем своему управляющему 65 сантимов. Зато соседи получали в прошлом году аховые счета за тепло: по 1,5 лата за квадратный метр, а мы спокойненько заплатили всего 0,40–0,49 лата.

Экономия тройная. Это действительно выглядит невероятно – как дому удается платить за тепло на 70% меньше, чем соседям? Мы пригласили представителей общества собственников квартир Plūdu, 4 в редакцию. Вопросов про тепло накопилось ого-го, и задать их практикам – самое правильное.

Нет худа без добра

Александр Гафт живет в знаменитом доме Дзинтари. Он вспоминает, как тут было принято решение о создании общества собственников, отделении от городского домоуправления и реновации.

– В 2008 году обнаружилось, что в нашем доме огромные проблемы. Он просто был запущен хуже некуда. 20 лет собственники квартир отдавали управляющему большие деньги, а ремонтов так и не дождались. Скажем, крыша у нас протекала так, что заливало все углы.

В то время дом обслуживало предприятие Jūrmalas namsaimnieks. Общего языка с управляющим собственники явно не находили.

– Последней каплей стал конфликт насчет платы за обслуживание, – говорит Борис Галактионов, нынешний председатель DZĪB Plūdu, 4. – Уже пять лет назад домоуправление выставляло нам счета по 0,46 латов за квадратный метр. Но и этого оказалось мало! Нас предупредили о повышении платы до 0,54 латов с метра жилой площади.

Вообще-то дому это сослужило добрую службу, поскольку возмущенные жители сошлись на общее собрание и приняли резолюцию: «С повышением не согласны!» Вот только домоуправление это письмо проигнорировало. Из нового счета люди поняли, что им выдвинут ультиматум – плата была повышена против воли собрания.

– Вот тогда-то мы и создали общество собственников. Были одними из первых в Юрмале, кто не выдержал и решил самостоятельно управлять домом, – говорит Борис.

Но перенять управление – этого мало. Дом-то был гол, как сокол. Сначала жителей разоряли высокими счетами, а потом оказалось, что ремонтных накоплений за многоэтажкой кот наплакал. Впереди вырисовывалось беспросветное будущее. Собственникам квартир предстояло годами копить деньги на самые необходимые работы.

– Тогда мы решили участвовать в программе ERAF по утеплению жилья, которая предусматривает 50% софинансирование реновации дома из фондов ЕС, – рассказывает Александр Гафт.

Мысль была верная: сначала сделать ремонт, начать экономить деньги на тепле, а потом понемногу отдавать кредиты и делать накопления. Любому другому дому такое решение может показаться слишком резким, но жители Плуду, 4 согласились: это единственный выход из глухого тупика.

А дальше – самое интересное. Потому что реновация – это реновация. Совсем для Латвии не новость. Но на моей памяти дом на Плуду, 4 – первый, решившийся по ходу работ полностью перейти на альтернативое отопление. Жители просто отказались от услуг предприятия Jūrmalas siltums и стали греться при помощи собственного котла.

До 75% экономии

Эту-то котельную в подвале Плуду, 4 и показывал нам Евгений Богданов, одновременно страдая от отсутствия такой прекрасной вещи в собственном доме.

– Хотели мы у себя котельную поставить, – рассказывает он (дом по Плиекшана, 96 находится рядом со знаменитой многоэтажкой на Плуду), – да жильцы побоялись: дело новое, расходы большие. Сейчас жалею, что не сумел убедить собственников. Именно своя котельная позволяет дому экономить до 75% теплоэнергии.

Присматривает за котлами нанятый DZĪB Plūdu, 4 истопник Валерьян. Кстати, живет он по соседству и сам платит за тепло по полной программе.

– У меня ведь аналогичный дом, – говорит Валерьян, – и я знаю, что в прошлом декабре мы потребили на отопление и подготовку горячей воды 53 мегаватта теплоэнергии, полученной от Jūrmalas siltums. Тепло в Юрмале дорогое, один мегаватт стоит 62 лата. Следовательно, мой собственный дом заплатил за услугу больше 3200 латов. А дом на улице Плуду, где я работаю, потратил на топливо для котельной всего 1350 латов. То есть в самое холодное время года экономия составила две трети. Жители очень довольны.

Галина даже квитанцию квартирную нам вынесла, чтобы доказать – низкая плата за тепло, это не миф.

– Вот смотрите, перечисляет она, – отопление в прошлом феврале – 0,41 сантим с квадратного метра, подготовка горячей воды – 4,11 лата за кубометр. Еще мы платим за циркуляцию, это стоит 3,71 лата. У меня полуторка, и за самые холодные месяцы прошлого года я платила управляющему всего 65 латов (в эту сумму вошла и плата за кредит на реновацию).

Евгений Богданов слушает и качает головой: в соседних домах счета в два с половиной раза выше. Вот жители по Плуду, 4 вносят в кассу домоуправления всего 0,65 лата с квадратного метра с учетом стоимости утепления и покупки котельной. А дома рядом платят управляющему по 45–50 сантимов только за обслуживание. Да еще сумасшедшие счета за теплоэнергию прибавьте.

Да, учиться, действительно, можно.

Теперь – почти новостройка!

Но как же многоэтажка додумалась установить собственные отопительные котлы?

– Перед отделением от муниципального домоуправления мы заказали энергоаудит у авторитетного специалиста Валдиса Закиса. Исследование доказало: мы многократно переплачиваем за тепло. Вдобавок показания общедомового теплосчетчика внушали нам большие сомнения. Мы не хотели больше соглашаться на безумные тарифы и закрывать глаза на небрежное отношение к дому, – говорит Александр Гафт.

Жители большинством голосов решили: нужна и реновация, и новый котел. Ждать нечего. Да и государственная программа подвернулась – почему не получить 50% стоимости реновации, пока Европа дает деньги?

– Всего мы потратили на работы в доме 218 тысяч латов, – сообщил Александр, – из которых непосредственно на утепление – 164 тысячи. Еще 54 тысячи потребовались на покупку котлов и дополнительные работы по дому, не входящие в программу по утеплению.

Удалось найти банк, который выдал кредит под так называемый денежный поток. То есть ни один житель не отвечает за возврат займа своей недвижимостью, квартиры не заложены. Вернуть деньги нужно в течение 15 лет, но это не проблема (почему – объясню чуть позже).

– За эти средства мы утеплили фасад, чердак и подвал. Укрепили фундамент дома и поставили новую крышу, застеклили крыльцо, что дает дополнительную экономию тепла, – перечисляет Борис Галактионов. – Также мы полностью поменяли отопительную систему и горячий водопровод, поставили в квартирах батареи с терморегуляторами, новые окна и даже сенсорное освещение на лестничных клетках. Заодно уж и холодный водопровод заменили, хотя это потребовало дополнительных трат.

Вывели на чистую воду

Особая гордость дома, если не говорить о рекордно низких платежах за тепло, это система электронного считывания показаний водомеров. После установки в квартирах счетчиков класса С вдруг оказалось, что дом тратит намного меньше воды, чем предприятие Jūrmalas ūdens считало раньше.

– Смотрите, – объясняет Галактионов, – прежде водоканал требовал, чтобы дом расплачивался по показаниям общедомового счетчика, который фиксировал за нами потребление в 360 кубометров воды в месяц. Жители тем временем сдавали показания квартирных приборов на сумму около 120–130 кубометров. Мы задумались: откуда такая большая разница?

Сначала Jūrmalas ūdens пришлось вернуть дому деньги за 200 кубометров воды, поскольку предприятие… потеряло документы на общедомовой счетчик. А потом DZĪB Plūdu, 4 добился того, чтобы водоканал принял в эксплуатацию установленный самим обществом контрольный счетчик класса С. Главный аргумент: прибор такого класса не обмануть.

– Такие же водомеры мы поставили во всех квартирах, – говорит Борис, – причем снабдили их системой дистанционного считывания показаний, чтобы добиться совсем уж высокой точности. Теперь коррекция в доме снизилась до 5%. Новый общий прибор фиксирует потребление, равное 180 кубометрам в месяц, примерно за такое же количество воды отчитываются владельцы квартир.

Теперь все понятно и ни у кого из жителей нет причины жаловаться. Оттого и платежная дисциплина в доме улучшилась: прозрачность счетов она свою роль играет.

Запретить никто не может

– Самым правильным решением была установка в доме индивидуального отопительного котла, – считает Александр Гафт. – Потому что сама по себе реновация не дала бы нам такой большой экономии. Дом продолжил бы оплачивать дорогое тепло Jūrmalas siltums. А так мы стали первопроходцами и постоянно твердим другим жителям: приходите в гости, посмотрите и убедитесь, что экономия – это реально.

Тепло дом по Плуду, 4 может производить на гранулах или угле. Что говорит самоуправление, которому не слишком выгодно иметь в курортной зоне источник загрязнения воздуха? Представители дома утверждают: город не против.

– Посмотрите на частный сектор через дорогу от нашей многоэтажки, – советует Александр, – над каждым домом торчит труба, в печки там идет что попало. Мы же топим котел по евростандартам, имеем разрешение на загрязнение воздуха категории С, обзавелись всеми сертификатами и установили фильтры. В Латвии нет такого учреждения, которое могло бы запретить нашу котельную!

Jūrmalas siltums не хотел отпускать

Квартиры в доме на Плуду, 4 после реновации подорожали вдвое. Жители радуются, но ясно, что городским властям этот проект как бельмо на глазу. Потому что вслед за первым домом своими котельными может обзавестись вся многоэтажная Юрмала. С одной стороны – экономия, с другой – на что это будет похоже, если каждый дом уткнется в небо своей трубой?

– Город очень неодобрительно смотрел на наш проект, останавливал реновацию по всякому поводу, а потом и Jūrmalas siltums не желал вычеркивать нас из числа своих клиентов, – вспоминает Борис Галактионов. – Но в итоге мы стали тем ледоколом, который проложил путь другим кораблям. Теперь по нашему примеру могут действовать все дома Взморья.

– Но пусть жители знают, что на пути к дешевому теплу много подводных камней, – предупреждает Гафт. – Особенно это касается административной стороны – сотрудничества с самоуправлением. Поэтому мы всех приглашаем: приходите, спрашивайте.

Кто в Латвии платит дешевле?

Один из главных вопросов – это срок окупаемости реновации и собственной котельной. У дома на Плуду, 4 все подсчитано. Общество собственников ведет сравнительный анализ на примере соседней пятиэтажки.

В правлении дома рассчитывают выйти на сбережение 75% теплоэнергии, что сохранит для дома не меньше 12–14 тысяч латов в год. Подсчитаем: дом вложил в утепление и реконструкцию 136 тысяч латов (за вычетом полученного от Европе софинансирования). Следовательно, работы окупятся даже быстрее, чем за 15 лет.

– А эффект чувствуется уже сегодня, – уверяет Галактионов. – Два года назад за трехкомнатную квартиру в отопительный сезон приходилось отдавать по 170–180 латов. Сейчас плата с учетом всех кредитов снизилась до 100 латов. Пенсионеры говорят: «Спасибо, деньги на жизнь остаются!»

Как и во многих реновированных домах, на Плуду, 4 одна проблема – жители быстро привыкли к дешевому теплу и вместо того, чтобы регулировать батареи, держат открытыми окна.

– Жалуются: «Жарень!» – смеется Александр, – а стимула прикрутить краник радиатора нет, потому что в свое время мы отказались от идеи индивидуальных счетчиков на тепло. Такая система стоила бы дому еще 5–7 тысяч латов, а зачем нам траты, если счета за отопление и так невелики?