«Не ставь сюда машину!»

Рижане получают анонимки от соседей с угрозами, и все из-за недостатка парковочных мест во дворах 

Рижан испортило отсутствие свободных парковочных мест во дворах. Одни решают этот вопрос цивилизованным путем, добиваясь установки специальных знаков «Парковка по разрешениям», а вот другие с законом не дружат. Сначала подкладывают соседям анонимные письма с угрозами, а затем (если владелец машины продолжает парковать авто там, где ему удобно и правилами не запрещено) – переходят к уголовно-наказуемым действиям.

Кошмар на улице Ростокас

Рижанин Каспар рассказал, что переехал в район Золитуде около полугода назад. И уже дважды обнаруживал свой бусик, припаркованный около дома по адресу ул. Ростокас, 64, со спущенными шинами.

– Перед тем, как мне впервые спустили шины, я получил предупреждение. В записке, подложенной на лобовое стекло, было написано: «Паркуй автомобиль напротив своего дома или на стоянке на улице, но не здесь. Предупреждений больше не будет». Честно говоря, я не понял претензии. Около многоквартирных домов на Ростокас, 64, и Ростокас, 74, нет ни частных стоянок, ни знака, запрещающего парковку в этом месте. Я не стал обращать внимания на анонимку и продолжал ставить машину там, где мне было удобно. Но после того, как шины моего буса были спущены во второй раз, я решил выследить злоумышленника.

Каспар рассказал: в семь вечера он припарковал бус на привычном месте и начал слежку, сидя в легковой машине. Примерно в семь утра он заметил мужчину лет 50, который подошел к его бусику и начал откручивать нипель.  Злоумышленником оказался... сосед Каспара по дому.

– Я выбежал из машины и схватил его. Мужчина подтвердил, что он писал анонимные письма и спускал шины мне и соседям, – рассказывает Каспар. – Он сказал, что из-за меня и других соседей ему негде парковать свою машину. Но на самом деле это неправда. Я в этом доме живу полгода и ни разу не сталкивался с отсутствием свободных мест, хотя порой я приезжал домой около полуночи. А еще я заметил, что этому мужчине по какой-то причине не нравились именно микроавтобусы.

Каспар рассказал, что отпустил соседа, так как не видел дальнейшего смысла в их общении. Мужчина запрыгнул в свой автомобиль и быстро уехал. Каспар записал номер машины и обратился в полицию с заявлением о порче имущества.

– Меня спрашивают, почему я ничего не сделал с этим человеком, но что мне надо было делать? Для меня этот мужчина почти старик, не бить же мне его, – пожимает плечами Каспар.

– Сколько соседей пострадало от действий этого человека?

– На данный момент известно о трех машинах, у которых были спущены шины. Также несколько соседей получили анонимные письма с угрозами. Я сейчас собираюсь узнать, кто еще пострадал, и мы подадим в полицию коллективное заявление.

Глас народа

А вот пользователи социальных сетей, которым стало известно об этом случае, понимают не Каспара, а... его соседа.

«Честно, иногда мне тоже хочется написать угрозу, – признается Наталья. – Но я понимаю, что пока во дворе нет запрещающего парковку знака, надо сидеть и молчать. Но когда водитель – даже не житель соседнего дома, а чужак, ставит машину под окнами моего дома, и она там стоит по три-четыре недели, это очень бесит».

Еще одна Наташа согласна с тезкой: «Мне не нравится, когда около дома, в котором живу, чужаки ставят машину только потому, что это место бесплатное, а за парковку на автостоянке надо заплатить. Мне часто негде парковать свое авто, а в чужих дворах я это сделать не могу – сразу оштрафуют, так как там стоят запретительные знаки. Вот честно – очень злят те, кто паркуется там, где хочется».

А вот у Бориса из Пурвциемса свои представления о справедливости. «Около дома, в котором я живу, разрешено парковать машины только тем людям, у кого есть на это разрешение. Поэтому парковочных мест около дома достаточно и никаких споров с соседями о месте парковки у меня не возникает. Но вот зимой, во время снегопадов, ссоры нет-нет да и случаются. Я всегда убираю снег с того места, на котором стоит моя машина. Соседи этого не делают, что ж – их право! Однако когда они подъезжают к дому и видят несколько свободных парковочных мест, то паркуют машину не там, где сугроб, а на мое, очищенное от снега место, – говорит Борис. – Это особенно обидно, так как все знают, что это именно я расчистил место для своей машины! Я уже не раз разговаривал с соседями по этому поводу, но все их аргументы ограничивались «имеем право парковать машину там, где хотим». А о справедливости они и не слышали...».

Есть телефон? Включай и снимай!

Борис хоть и возмущается действиями соседей, но не собирается портить их имущество. А что делать тем, кто, как и Каспар, получает угрозы от соседа или даже, как и он, засек  злоумышленника за преступлением – спусканием колеса или проколом шин?

– Каспар отпустил нарушителя, и теперь у него нет доказательств, что именно этот человек портил чужое имущество, – говорит адвокат Андрей Адамсонс.

– Что надо было сделать Каспару, чтобы сосед не отвертелся от наказания?

– Взять телефон, включить видеокамеру и записать, как сосед спускает шины. На видеозаписи должно быть видно лицо соседа, чтобы его можно было идентифицировать.

– Каспар рассказал, что физически удерживал соседа. Может ли теперь сосед подать на него в суд?

– В удержании нет ни уголовного, ни административного преступления. Тем, кто окажется в схожей ситуации, я советую не отпускать злоумышленника, а вызвать полицию.

– Для чего?

– Чтобы полицейские зафиксировали ситуацию. При наличии акта полиции и видеозаписи преступления потерпевший сможет в гражданском порядке обратиться в суд за компенсацией морального и материального ущерба.

– Считается ли угрозой то анонимное письмо, которое злоумышленник подложил Каспару и его соседям?

– Очень важно, есть ли у потерпевшего серьезное основание опасаться за свою жизнь, здоровье или имущество. Например, вам написали: «Не ставь сюда машину, иначе будет хуже». Кому хуже: экологии? Травке, на которой стоит машина? Здесь сложно доказать угрозу жизни или здоровью. Но, если потерпевшему известно, что угрожавший ему сосед уже сидел в тюрьме за нанесение тяжких телесных повреждений, то полиция может интерпретировать письмо как угрозу.

– Сосед Каспара спустил шины у его буса, а житель Плявниеки рассказал, что сосед проколол шины его машины. Есть ли разница в этих действиях с точки зрения закона?

– Конечно. Если шины спускают – это мелкое хулиганство, а если шины протыкают, то это уже уголовное дело.

– Почему считается, что заявления в полицию от множества потерпевших лучше, чем заявление от одного потерпевшего?

– Формально никакой разницы нет, даже одного заявления достаточно, чтобы был начат процесс. Но считается, что при большом количестве потерпевших полиция быстрее реагирует. Приведу простой пример: если на кого-то упадет крыша, то это хоть и ЧП, но рядовой случай. А вот когда крыша упадет 100 людям на голову, то это уже трагедия национального масштаба. Прискорбно, но это так.

Мнение полиции

Специалист по общественным отношениям полиции самоуправления Риги Том Садовскис рассказал, что за порчу чужого имущества (в том числе покрышек) предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому об этой ситуации необходимо поставить в известность Государственную полицию.

– Даже если водитель незаконно поставил свою машину на чужое парковочное место, то и это не является причиной спускать ему шины, – заметил Том Садовскис.