Необычное вложение общих накоплений

Владельцы квартир попросили домоуправление купить спортивный инвентарь для детских игр, домоуправление не отказало

«Подруга живет в доме по проспекту Курземес, 24 в Риге, – пишет Елена Смоленцева. – Она рассказала, что этим летом домоуправление помогло жителям купить спортивный инвентарь для игр во дворе. Мы тоже хотели бы за счет общих накоплений поставить футбольные ворота во дворе своего дома и купить детям мяч. Как это сделать?»

Дом по проспекту Курземес, 24 обслуживает предприятие Rīgas namu apsaimniekotājs. Необычную историю прокомментировала Виктория Кураева, главный инженер домоуправления:

– Наша компания обслуживает дом по проспекту Курземес, 24 уже много лет. Собственники квартир по этому адресу сами принимают решение о том, на какие цели накапливать общие средства и как распоряжаться деньгами, наша задача – четко выполнять их волю.

– Кто из жителей дома может обратиться к управляющему с просьбой купить на общие средства, например, мячи или футбольные ворота?

– В правление дома по пр. Курземес, 24 входит пять человек, по одному уполномоченному лицу от каждого подъезда. Именно они обратились к нам с просьбой выделить часть общих средств дома на покупку игрового и спортивного инвентаря для детишек.

– Где дети смогут играть?

– Около пяти лет назад владельцы квартир приняли решение огородить забором большой зеленый двор дома и заказали для этого проект. До 2015 года в этот дворе собирались неблагополучные компании, бывали случаи воровства, наркомании и вандализма. Сейчас забор поставлен и двор стал полностью закрытым, попасть в него можно через калитку с замком или через подъезды самого дома.

– Удобно!

– Да! Причем жители относятся к своей зеленой зоне с большой ответственностью. Ранее они просили домоуправление выделить им часть общих средств на покупку техники для покоса травы и разных садовых принадлежностей, которые старшие по дому сами выбрали в интернет-магазине.

– Каждый ли дом может огородить общий участок забором?

– По закону проще всего выполнить такие работы там, где ранее забор уже имелся, но был снесен или сломан. На восстановление забора не нужно особых разрешений. Если же забора у дома не было, то на его установку требуется решение общего собрания собственников квартир, проект и согласование со Стройуправой. Практически невозможно поставить забор у домов, которые находятся на земле третьих лиц.

Из истории дома по проспекту Курземес, 24

Пятиэтажка по проспекту Курземес построена в 1975 году и относится к 103-й серии.

– Это было собственное строительство завода им. Попова, – рассказывала нам в 2015 году старшая по подъезду Анна Дрозд, которая в свое время стала одним из первых новоселов дома. – Когда я получила квартиру, внутри ни шпаклевки, ни покраски не было, все приходилось делать своими силами. Но «коробка» построена хорошо. Например, у нас монолитный фундамент, так что дом переживет любые природные катаклизмы.

Еще один плюс «поповских» домов на проспекте Курземес большие дворы, озеленение которых проводилось по специальному проекту.

– У нас тут белые и розовые каштаны и разные диковинные сосны, каких даже в ботаническом саду не увидишь, – хвалятся жители.

Тридцать лет назад соседи любили посидеть в уютном дворе на скамейках, молодежь играла на спортивной площадке, а дети катались на качелях. Но прошло время, и двор опустел. Сначала кто-то сломал скамейки, потом и на качели стало страшно смотреть, и одни только каштаны по-прежнему радовали жителей своим весенним цветением, несмотря ни на что.

Ограду жители задумали ставить, когда приключилось несчастье.

– У нас рядом с домом был магазин SuperNetto, туда местные ребята ходили за спиртным, – рассказывала Анна. – А по пути заворачивали в наш двор посидеть. Ладно бы просто сидели, так ведь еще и мусорили и двери нам разрисовывали.

Однажды к такой шумной компании подошла дворник, сделала замечание: «Ребята, не шумите, иначе полицию вызову». А парни вместо ответа подошли и начали женщину бить: один ударил ногой с разворота в голову, другой пнул в грудь.

– Подбежала наша соседка и тоже получила ногой в голову, – вспоминала старшая по подъезду. – Меня это так разозлило! Что же мы, овцы разве? Полиция мерзавцев задержала, уголовное дело завела, но мы так и не знаем, что с этими парнями стало дальше дальше. А дворник наша, женщина в возрасте, четыре недели в постели отлежала. И откуда только такие люди берутся?.. Полицейские объяснили: наркоманы!

После происшествия жители домов на пр. Курземес, 24 и 22 решили, что двор пора огородить. А ведь иначе что получается? Молодежь под окнами спиртное распивает, а мамочки с детьми даже выйти боятся!

– Сначала мы провели голосование. В нашем доме установку забора поддержали 87% собственников квартир, у соседей – тоже больше половины. Мы решили, что внесем дополнительные деньги на эти работы, распределим плату по квартирам. В среднем на каждого хозяина пришлось по 50 евро, – делилась Анна.

С протоколом общего голосования Анна отправилась в Государственное приватизационное агентство, чтобы разобраться, кому принадлежит двор. Оказалось, что вся земля по планам – собственность самих жителей («Мы и не думали, что такие богатые, – говорят они сегодня, – по привычке считали, что наша только земля под самим домом. А выяснилось, что мы крупные землевладельцы!»).

Убедившись в праве жителей распоряжаться двором, Анна пошла в рижскую Стройуправу, где получила техническое задание на установку забора. Сейчас она говорит, что готовилась к большой бюрократической волоките, но в Стройуправе обошлось без задержек:

– Там работают доброжелательные люди, спасибо им, что все понятно разъяснили!

Далее Анне по поручению жителей пришлось найти архитектора, который разработал проект забора и занялся дальнейшим согласованием документов. Весь проект вместе с оплатой услуг архитектора обошелся жителям в 4500 евро, далее оставалось только найти работников и поставить забор.

Работы были успешно завершены, и во двор дома вернулась жизнь: тут снова отдыхают и встречаются взрослые и бегают по травке дети.

С чего начать?

«А вообще все благоустройство нашего дома началось с реставрации скамейки. Мы с супругом присмотрели в обычном строительном магазине доски шириной 9,5 и толщиной 4,5 сантиметров. Муж под моим чутким руководством распилил материал и сколотил новую скамейку. Для этого понадобилось всего пять досок да умелые руки. Цена вопроса – 28 евро за доски. Плюс я немного потратилась на краску. Зато теперь нашим жителям есть, где посидеть и обсудить дальнейшее благоустройство дома!»

Анна Дрозд