«Борюсь за перерасчет по квартплате!»

Freepik.com

Грамотный рижанин выигрывает суды у своего жилищного кооператива!

Владимир Галочкин за последние годы подал около 100 исков против домоуправления, обслуживающего его дом по ул. М. Келдыша в Риге. Этим летом рижанин выиграл очередное коммунально-кооперативное дело и, кроме морального удовлетворения, получит компенсацию в размере 1138 евро.

Сотрясение мозга и ушиб живота

Итак, в июле 2020 года Рижский окружной суд рассмотрел иск Владимира Галочкина против охранной фирмы Gens, которая в спорной ситуации действовала по договору с жилищным кооперативом «Юбилейный».

– Все случилось 18 мая 2012 года, – рассказывает Владимир. – На этот день кооператив «Юбилейный» назначил общее собрание членов. Я пришел на место собрания в рижской средней школе № 88, но председатель кооператива Ольга Прибыток отказалась зарегистрировать меня для участия в собрании. Нанятые правлением кооператива охранники из фирмы Gens скрутили мне руки, дали под дых, и я упал.

Другие члены кооператива вызвали Владимиру «скорую помощь». Пострадавшего доставили в больницу, где у пострадавшего констатировали сотрясение мозга и ушиб живота.

– Я посчитал, что кооператив грубо нарушил мои права на участие в общем собрании, а охранная фирма незаконно применила против меня физическую силу, – продолжает Галочкин. – Через суд я потребовал, чтобы кооператив и охранная фирма заплатили мне по 1000 латов.

Назвал негодяем? Заплати!

Суды по инциденту 18 мая 2020 года длились восемь лет, но Галочкин все-таки выиграл. Правда, кооператив «Юбилейный» по решению суда ничего пострадавшему не должен, зато с охранной фирмы Gens в пользу Владимира Галочкина взысканы 1138,30 евро.

– Я потратил много времени, чтобы доказать свою правоту, – признается Владимир. – Компенсация за моральный ущерб стала всего лишь бонусом.

Добавим, что Владимир Галочкин не первый раз в рамках судебного разбирательства по жилищно-коммунальным вопросам получает денежное возмещение.

– Первый раз я получил деньги от кооператива по уголовному делу, – рассказывает он, – и это тоже очень интересная история.

27 сентября 2007 года Владимир Галочкин пришел в помещения правления кооператива «Юбилейный» по ул. Сахарова, 3 в Риге. В материалах дела говорится, что председатель кооператива Анатолий Серебрянский накричал на посетителя и несколько раз назвал негодяем, таким образом оскорбив его честь и унизив достоинство.

– Это был приемный день, в помещении кооператива находились другие жители, которые также были возмущены поведением председателя, – вспоминает Галочкин. – Мы вместе составили акт о происшествии, заверив его подписями свидетелей. С этим актом я обратился в полицию.

Обвиняемый председатель кооператива в уголовном порядке был наказан денежным штрафом в размере одной минимальной зарплаты – 160 латов. Также суд решил, что председатель кооператива должен выплатить Галочкину 500 латов.

– Замечу, что сейчас из Уголовного кодекса статью об оскорблении чести и достоинства убрали, – предупреждает Галочкин. – Однако человек, которого домоуправ при свидетелях оскорбляет, может судиться с ним по статье 2352 (прим) Гражданского закона: «Если кто-либо оскорбляет честь и достоинство человека устно, письменно или действиями, то он должен дать возмещение (материальную компенсацию). Размер компенсации устанавливает суд». Нужно только составить акт о происшествии и собрать подписи свидетелей.

Как получить документы у управляющего?

– Какие еще интересные победы в суде у вас были?

– Я успешно оспаривал содержание квартирных счетов. Кооператив «Пурвциемс» включил в квартирный счет позицию «Аварийные ремонтные работы» и взимал деньги в течение двух лет. Но в правилах Кабинета министров четко сказано: если в доме случилась авария, то управляющий обязан в течение 10 дней информировать жителей о затратах на ее ликвидацию. Конечно, нам такой информации никто не давал, более того, кооператив даже не вел аварийные работы. Я обратился в «Пурвциемс» с письменным запросом: «Прошу сообщить, какие аварийные ремонтные работы вы выполнили в истекшем месяцев». Кооператив честно ответил, что никаких аварийных ремонтов не было.

– Ого!

– Вот именно. Я обратился в суд с требованием исключить из счета позицию «Аварийные ремонтные работы», вернуть мне деньги и выписать новый правильный счет.

– Хорошо, вы получили обратно деньги за один месяц, но ведь в следующем месяце домоуправление снова прислало неправильный счет!

– А я снова сделал запрос о выполненных аварийных работах и снова получил ответ, что никаких работ не было. Заодно кооператив отказался выдать мне правильный счет. Все это дало мне возможность снова обратиться в суд и затребовать не только перерасчета, но и компенсацию.

«А что такое домовое дело?»

– В каких еще случаях вы помогали другим жителям судиться с управляющим?

– Я и сейчас помогаю. Недавно ко мне обратилась хозяйка квартиры в пятиэтажном доме Саласпилса, которым управляет товарищество собственников. Женщина запросила у домоуправа финансовый отчет о проделанных работах. В полученном документе было указано, что председатель товарищества, 80-летняя женщина, сама пилила деревья у дома и ремонтировала крышу 140-квартирного дома. Причем – без всякой сметы, подтверждающей расходы на эти работы.

– Что сделала хозяйка квартиры?

– Она с полученными документами обратилась в экономическую полицию. Кроме того, сейчас по правилам Кабинета министров управляющий по каждому дому должен вести так называемое домовое дело, в котором содержатся все документы о доме, его владельцах и финансах. Женщина, о которой я рассказываю, написала управляющему заявление: «Прошу ознакомить меня с домовым делом». Управляющий ответил: «А что такое домовое дело?». С этим ответом собственница квартиры пошла в суд, требуя обязать управляющего составить и предоставить домовое дело.

Дело на 4000 евро

– Какое свое судебное дело вы считаете самым важным?

– Один важный иск будет рассматриваться в этом году. В 2007 году наш кооператив в одностороннем порядке повысил стоимость обслуживания на 25%, я оспорил это повышение, и суд признал его незаконным. В 2008 году кооператив «Юбилейный» повысил плату за обслуживание уже на 300%. Мы с группой других собственников квартир опять подали заявление в суд, и разбирательство длилось уже 10 лет. В результате суд признал решение общего собрания, согласившегося на поднятие платы, незаконным, а само повышение платы – необоснованным.

– Получается, что 10 лет кооператив без всяких оснований собирал деньги с жителей?

– Да, и в 2018 году суд своим решением это подтвердил. Но дело имело продолжение, ведь теперь я подал в суд с требованием выдать мне новые квитанции за истекшие десять лет, исключив из них повышенную квартплату.

– Какого перерасчета вы требуете?

– Речь идет примерно о 4000 евро.

– А другие жители «Юбилейного», узнав о вашем иске, не стали требовать перерасчета?

– Иск о незаконности повышения квартплаты мы подавали коллективно от лица 12 собственников квартир. Но вы сами понимаете, суд затянулся на 12 лет, кто-то из моих товарищей умер, кто-то переехал, а кто-то просто устал. Я решил добиться победы, и сейчас это только вопрос времени. 

– Что ж, успеха вам. Но напоследок все-таки спрошу, какая победа в суде была для вас самой памятной?

– Лучше всего запомнилось самое первое мое дело. Кооператив тогда провел ремонт и потребовал, чтобы жители расплатились за него в течение года. Лично я должен был заплатить 30 латов, по тем временам очень немаленькие деньги. Я через суд потребовал доказательства ремонта, но кооператив смог представить документы только на 2/3 затребованной с жителей суммы. В результате я добился перерасчета платы и сэкономил 10 латов.