Хулиганов нам не надо!

Владельцам дома по улице Райня, 10 в Елгаве удалось избавиться от шумных соседей-хулиганов. При помощи юридического отдела управления Jelgavas nekustamā īpašuma pārvalde (JNĪP) жители выселили буянов, отравлявших их жизнь.

Одного выселили, другого заселили

В доме по улице Райня, 10 проведена реновация. Теперь он выделяется на фоне многоэтажек, как атлантический лайнер на фоне рыбачьих лодок. Белые стены. Аккуратная автостоянка. Даже окна одинаковые. И это – не говоря о новой крыше, ремонте на лестничных клетках и прочих бонусах.

Однако жить припеваючи после реновации у жителей не получалось. Одну из квартир заняли странные наниматели.

– Ужасная история! – говорит Валентина Манкусе, бывшая старшая по дому. – Мучения начались много лет назад. В единственной неприватизированной квартире жила одинокая мама с детьми. Она была неплохим человеком, но не платила по счетам.

За нанимательницей муниципальной квартиры накопилось порядка 5000 латов долга, и управляющий подал в суд. В 2011 году Виту выселили, а квартиру поставили на ремонт.

– Это прекрасная однокомнатная квартира на солнечной стороне, на третьем этаже, – рассказывает Валентина. – Дума установила там новые двери, счетчики воды, поклеила свежие обои. Живи не хочу.

Примерно месяц квартира простояла пустой, после чего появилось в доме настоящее бедствие – Наталия.

Здравствуйте, теперь здесь живу я

К новой нанимательнице, получившей ордер от Думы, сразу принялись ходить жуткие компании. Однако сообщество собственников квартир все-таки надеялось, что сможет с новой соседкой поладить.

Валентина Манкусе на правах старшей по дому заходила к Наталье, чтобы снять показания счетчиков.

– Однажды двери мне открыл мужчина. Сказал: «Зовут меня Нормунд, теперь здесь живет моя семья», – вспоминает старшая.

Валентина решила, что нового жильца прислало самоуправление. Однако Нормунд не задержался в нехорошей квартире. На смену ему приходили все новые и новые жильцы. Тогда соседи смекнули, что Наталья не пропала, а сдает жилище в субаренду. «Сама она в деревню уехала, вот и пустила нас пожить», – объясняли случайные наниматели.

Жительница воровала свет

Перетерпеть можно было бы и это, если бы менявшиеся компании прилично себя вели. А такого не было: в муниципальной квартире проходили вечеринки, пьяные люди орали и веселились так, что семьи с маленькими детьми за стенкой не могли спать.

Валентина Манкусе по настоянию владельцев квартир написала заявление в Елгавскую думу. Она сообщала о беспорядках и утверждала, что муниципальная квартира Наталье не нужна. Во-первых, женщина там и не живет, а во-вторых, не платит за коммунальные услуги.

Вскоре Наталье отключили электричество за неуплату, но она подсоединилась к счетчику соседей. Незаконное подключение нашли сами жители. Электрики JNĪP ликвидировали его в присутствии полиции. Однако вскоре ловкая нанимательница снова нашла способ воровать общий свет.

– Тогда электрики выдернули из стены длинный провод, подводивший электричество к квартире Натальи, – говорит Манкусе, – только так воровство света удалось прекратить. Мы были очень рады. Особенно переволновался сосед Натальи. Он боялся спать по ночам, ведь незаконное подключение могло вызвать пожар.

Квартира превратилась в гадюшник

Дальше – больше. В доме началась реновация, и Валентина Манкусе попросила у шумливых соседей ключи, чтобы запустить в квартиру строителей. Позже рабочие рассказывали, что увидели в жилище горы мусора. «Никогда я не заходил в такой гадюшник!» – рассказывал один из них. В санитарном узле лежал труп кота.

Вскоре к Валентине Манкусе прибежали молоденькие девочки с третьего этажа: «Старшая по дому! Вы только посмотрите, что делается!» Оказалось, что Наталья с товарищами выломала чугунную ванну, стащила по лестнице и увезла. «Разве она имеет право разорять муниципальную квартиру?» – удивлялся дом.

Нужны акты

Наконец юристы JNĪP сообщили жителям, что дело дошло до суда. Всех пострадавших просили явиться на судебное заседание в качестве свидетелей.

– Я рассказала о шумных вечеринках, хулиганах в подъезде, выломанной ванне, – говорит Валентина. – Суд постановил, что Наталью нужно выселить.

Теперь несчастливую квартиру придется снова ремонтировать за счет самоуправления. Жители мечтают, что Дума продаст жилище и в нем появится настоящий хозяин. Иначе нет гарантии, что вместо одного хулигана-нанимателя в доме не появится следующий.

Ситуацию прокомментировал Янис Зелтиньш, юрист JNĪP:

– Нам пришлось добиваться выселения жителя муниципальной квартиры, который постоянно тревожил покой остальных жителей. Началось все с того, что владельцы квартир вызывали муниципальную полицию с требованием зафиксировать нарушения. Затем они обратились с заявлением в Елгавскую думу.

Жалобы в самоуправление и полицию ничего не поменяли, поэтому жильцы попросили управляющего выселить хулиганов через суд. Под этим обращением подписалось большинство владельцев приватизированных квартир дома.

Если в вашем доме завелся человек, который регулярно шумит по ночам, хулиганит на лестничной клетке или любым другим способом нарушает правила общественного порядка, жители должны заручиться доказательствами нарушений. Зафиксировать беспорядки может как муниципальная полиция, так и представители домоуправления. На основании актов владельцы квартир могут обращаться в суд с требованием выселить буяна.

Право на покой

– Необходимо отметить несколько нюансов. Во-первых, владельцы квартир могут обращаться в суд сами, без помощи управляющего. Однако JNĪP готов помогать своим клиентам, поскольку наше управление уже накопило нужный опыт.

Во-вторых, можно требовать выселения не только нанимателей муниципальных квартир, но и беспокойных владельцев жилья. В последнем случае процесс сложнее, потому что квартира будет продана с аукциона. Однако выселение собственника тоже возможно, – говорит Янис Зелтиньш.

Случаи с выселением жильцов, мешающих спокойной жизни соседей, в последнее время участились по всей Латвии. Владельцы квартир лучше ориентируются в своих правах – в том числе и в праве на покой.

Как живется после реновации?

Воспользовавшись случаем, мы расспросили Валентину Манкусе о результатах реновации дома по улице Райня, 10. Она рассказала, что очень довольна утеплением:

– В квартирах установлены индивидуальные регуляторы тепла. Мои счета за отопление уменьшились в три-пять раз, потому что уже ранней весной я отключаю батареи полностью. Довольны и жители угловых квартир, всегда жаловавшиеся на холод. По решению общего собрания мы за средства дома установили им радиаторы большей мощности. Для реновации дом взял кредит на 15 лет, однако на счета это повлияло незначительно. За квартиру площадью 44 квадратных метра я плачу в счет погашения кредита по 30 евро в месяц. Однако уменьшение счета за счет экономии тепла этот платеж компенсирует.

Около трети жителей дома по Райня, 10 были настроены против реновации. «Все равно деньги украдут, толка от утепления не будет», – говорили они на первых собраниях. Теперь этих голосов не слышно, даже оппозиция исправно платит по кредиту. Поэтому можно понять, что положительный результат чувствуют все.