Кто воет громко по утрам?

123rf.com

Домоуправления покупают садовые пылесосы для уборки наших дворов: что делать, если вам мешает утренний рев мотора.

Я живу в тихом спальном районе в Юрмале. Мне в окошко весь день приветливо машут хвойными лапами сосны, а поутру будят завораживающим пением соловьи. Но однажды я вскочила от рева реактивного двигателя. Мне показалось, что вокруг дома совершает виражи громкоголосый сверхскоростной самолет. На поверку оказалось совсем все иначе. На трудовую вахту вышел дворник дома… 

Откуда рев?

Нехитрое расследование возникшей конфликтной ситуации показало: за спиной у совладельцев дома правление товарищества Jelgavas 4 на деньги тех самых совладельцев экипировало дворника садовым пылесосом (его еще называют воздуходувом) стоимостью в 164 евро. Работает он на бензине. Вот и гудит, как реактивный двигатель...

Дом, в котором я живу, небольшой. Четыре этажа, три подъезда, 30 квартир, 104-я серия. Участок, прилегающий к дому, мизерный. Мусорят жильцы, в силу небольшой численности, мало. И находится здание вдали от людских потоков, которые создают те, кто приезжает на курорт подышать чистым воздухом.

Так что дворник без проблем для себя мог продолжать убирать территорию, взяв в руки обычную метлу. Тем паче, что у дома, построенного еще в 1974 году, масса непростых проблем, связанных с реновацией стен. Их решение затягивается оттого, что в бюджете товарищества (хоть и платят жильцы по 90 сантимов с метра!) постоянно ощущается нехватка необходимого количества финансов… 

Трижды опасен!

Наш дворник часы работы устанавливает себе сам. И в этом смысле он непредсказуем. Может запустить свой «реактивный двигатель» и в полдень, и на ночь глядя… Когда я в очередной раз испуганно подскочила на диване от рева дворницкого «пылесоса», то села за компьютер и написала журналистский запрос (у меня за спиной 45 лет работы в массмедиа Латвии), адресовав его Государственной инспекции здравоохранения. Изложив суть конфликта, попросила компетентного разъяснения, кто прав, а кто виноват, а также совета, как действовать.

Ответ за подписью представителя Инспекции здравоохранения Элины Эрмансоне ошеломил букетом откровений. Инспекция расписывалась в том, что она «разделяет озабоченность жильцов дома на ул. Елгавас, 4 по поводу использования садового пылесоса при уборке территории». И вот почему. Во-первых, он опасен для нашего здоровья извергающимися сверх нормы децибелами (об этом я догадывалась). Во-вторых, он выбрасывает в воздух выхлоп, которым чревата работа любого бензинового двигателя. В-третьих, он засоряет воздух, которым мы дышим, частицами пыли и переработанного в мелкие частицы мусора.

Из дальнейшей переписки с Инспекцией здравоохранения я узнала, что проблемой трижды опасного листьесоса весьма озадачены во всем мире. Так, в Финляндии его используют только в садах и парках, причем преимущественно в осеннее время, в пору листопада. И еще: разрешено для уборочных целей оборудование, работающее от электросети и на аккумуляторах, потому что они менее шумные…

Подобные ограничения, информировала меня инспекция, действуют также в отдельных городах США и Австралии. Да что далеко ходить за опытом? В соседней Эстонии, в столице, введены табу на листьесосы. Аналогично поступил Тарту...

Госучреждение откровенно огорчилось по поводу того, что ему до сих пор не известны примеры самоуправлений в Латвии, которые вот так же стояли бы на вахте здоровья людей. И предложила жильцам дома обратиться в Юрмальскую городскую думу с ходатайством о разработке соответствующих запретных нормативов.

Дума: «Не мешайте работать!»

Ответ из инспекции я отправила на электронную почту председателя правления товарищества «Елгавас 4» Валтера Долациса. Он был вывешен также на информационных стендах в каждом из трех подъездов. Но никакой реакции «сверху» не последовало. «Реактивный двигатель» продолжал терроризировать жильцов…

Ничего не оставалось, как воспользоваться советом экспертов инспекции и озаботить проблемой Юрмальскую думу. Совсем скоро раздался телефонный звонок. Представившийся Гунаром думский чиновник, не скрывая раздражения, посмотрел на поднятую проблему с высокой колокольни: «Из-за одного вашего дворника мы не будем разрабатывать правила! Собирайте общее собрание собственников квартир и принимайте по этому вопросу решение…»

Собрание в ночи

Собраний в доме не было два года. Ни отчетов о работе товарищества и домоуправа, ни планов и смет не видели все это время плательщики немалых взносов в бюджет дома. Правление товарищества резонно ссылается на ковид-ограничения, но ведь общее собрание владельцев квартир закон разрешает проводить и методом опроса. Ковид-ограничения не являются такому собранию помехой.

Напрочь забыли они и о том, что в ст. 16 Закона о квартирной собственности жестко оговорено: порядок оплаты расходов на обслуживание дома находится исключительно в компетенции общности собственников квартир. На попытки получить информацию, чтобы рассеять сомнения, из правления следует всякий раз окрик: «Вы слишком много спрашиваете. Мы от вас устали…»

Но это история для другой газетной публикации. Сейчас расскажу о собрании, на проведении которого после думского «футбола» все же настояла инициативная группа. Вы не поверите, но правление товарищества назначило сбор возле дома в один из будних дней в 20.00.

Среди моих соседей более половины владельцев квартир – пенсионеры, у которых много хворей и болячек. Разве ж может состояться в столь поздний час полноценный разговор по множеству накопившихся за столь длительное время тайм-аута вопросов? Я забила тревогу, написала на имя председателя правления Валтера Долациса еще одно ходатайство: перенесите сбор на более удобное время! И снова ноль внимания, фунт презрения…

В итоге мой прогноз подтвердился: собрание, открывшееся в восемь вечера, большая часть участников через два часа покинула. Глубокая ночь ведь наступила! Из-за отсутствия кворума разговор продолжать было нельзя, так что и вопрос с шумным листодувом остался без решения.

Только факты

■ Чем воздуходувы и садовые пылесосы отличаются друг от друга?

Воздуходувы – это устройства, которые потоком воздуха раздувают мелкий мусор и листву в стороны.

Садовые пылесосы работают как обычный пылесос, то есть всасывают веточки и листву. Они таким образом собираются в мусоросборнике, который входит в конструкцию.

Обычно воздуходувы и пылесосы покупают для приведения в порядок небольших участков.

■ От чего работают устройства?

Воздуходувы и садовые пылесосы работают от сети, на аккумуляторе или бензине.

■ Чем отличаются разные модели?

Модели, которые работают от сети, издают мало шума. С их помощью можно убирать территорию недалеко от розетки, но при этом кабель может мешать и путаться под ногами.

Такие устройства покупают для очищения небольших участков – до пяти соток. Время работы ограничено лишь площадью территории, длиной кабеля и тем, сколько у вас сил.

Аккумуляторные устройства работают от батареи, шумят не сильно, менее мощные, чем сетевые. Подходят для работы на любых участках. Потребуется также периодически заряжать аккумулятор – одной зарядки в среднем хватает на 40–60 минут. Учтите, что чем больше участок, тем большей емкости потребуется батарея. Например, для участка на 5–10 соток нужна модель, которая работает примерно час.

Приборы, которые работают на бензине, считаются наиболее мощными. Обычно их покупают для работы на больших территориях, более пяти соток. Но при этом бензиновые модели тяжелее и более шумные, чем прочие. Время работы такого прибора зависит от объема его топливного бака. Расход бензина составляет около 0,5 литра в час.

Именно бензиновые модели больше всего огорчают жителей Риги и других городов нашей страны.

Что делать?

Владельцы квартир на общем собрании имеют право запретить управляющему использовать садовый пылесос при уборке территории дома.

Для этого требуется решение общего собрания. Любой активный собственник квартиры может самостоятельно провести в доме общее собрание или устроить письменный опрос по правилам, упомянутым в Законе о квартирной собственности.

О том, как провести в доме письменный опрос, нам рассказывает 20-я статья Закона о квартирной собственности:

1. Владельцы квартир имеют право принимать решения, не созывая общего собрания собственников, – путем опроса, если только сообщество владельцев квартир не определило, что соответствующие вопросы должны решаться только на общем собрании собственников.

2. Если решение принимается путем опроса, то владелец квартиры, лицо, выбранное общностью собственников квартир, или управляющий высылает каждому собственнику квартиры письменный проект решения по соответствующему вопросу, а также документы, связанные с принятием решения, указав срок, до которого владелец квартиры имеет право голосовать «за» или «против». Срок не может быть короче двух недель с момента отправки анкеты с проектом решения. Если владелец квартиры не предоставил письменного ответа в соответствующий срок, считается, что он голосовал против принятия решения.

3. Владелец квартиры, лицо, выбранное общностью собственников квартир, или управляющий в течение пяти дней готовит и рассылает всем владельцам квартир протокол голосования. Впротоколе голосования указывают:

1) день отправки проекта решения и срок, предоставленный владельцам квартир для голосования;

2) принятое решение и связанные с ним результаты голосования;

3) по требованию владельцев квартир – содержание различных мнений;

4) прочие важные сведения о голосовании.

4. По требованию любого владельца квартиры организатор опроса предоставляет результаты голосования остальных владельцев квартир.

Тем временем в мире

США

Губернатор штата Гевин Ньюсом подписал закон, по которому в Калифорнии будут запрещены все бензопилы, а также работающие на бензине газонокосилки и воздуходувки, которые очищают землю от павших листьев. Разрешены будут только менее шумные электрические приборы.

Германия

В Германии можно полагаться на четко установленные правила: в будние дни, даже в субботу, воздуходувы разрешены только с 9:00 до 13:00 часов и с 15:00 до 17:00 часов. Ни в коем случае не ранним утром.

Но некоторые муниципалитеты настроены еще более жестко: например, в Мюнхене воздуходувы разрешены к использованию только с понедельника по субботу с 15 до 17 часов.

Россия

Этой осенью власти российского Санкт-Петербурга запретили убирать опавшую листву возле жилых домов с помощью воздуходувок. Вот как выглядят новые правила использования устройств в Петербурге:

Возле жилых домов использовать воздуходувки запрещается.

Вдали от жилых домов их можно использовать не раньше 10 утра в будние дни и не раньше 12 дня в выходные и праздники. Кроме того, работники обязаны соблюдать санитарные нормы.

Работники, которые используют воздуходувки, должны иметь «квалифицированный уровень подготовки», знать правила техники безопасности и носить средства индивидуальной защиты.

Нарушителям грозит административная ответственность – за несоблюдение правил благоустройства и санитарных норм.

Что говорят рижане?

В дискуссию жителей Агенскалнса о шумной уборке листьев включились даже депутаты Рижской думы.

Рижане в последние дни листопада тоже были возмущены работой воздуходувов. Большая дискуссия на эту тему состоялась между участниками группы Labi dzīvot Āgenskalnā! («Хорошо жить в Агенскалнсе!») в социальной сети Facebook.

«Это раздувание листьев, на мой взгляд, выглядит очень странно, – пишет Эрика. – Сильные мужчины вместо того, чтобы махать метлой, машут этими воздуходувами. И это происходит на фоне усилий по сохранению окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. Неужели экономия сил при использовании воздуходува действительно так велика? Или я совсем отстала от оценки этой технологии?»

«А я вот сейчас нахожусь в Берлине, – пишет Даце, – и хочу сказать, что в Германии никто не собирает листья каждый день. Раз в определенный период приезжает огромная машина, сдувает все на середину улицы и увозит. Нет необходимости каждому дворнику биться за свой участок. Мне даже нравится, как осенние листья танцуют по всему городу... Конечно, тут нет такой каши и слякоти на улицах, как бывает у нас».

Немало оказалось таких жителей, которым шум механизированной техники ничуть не мешает и все попытки вернуть дворников к метле они высмеивают. «Хочу спросить противников воздуходувов: вы что, траву по-старинке косите только косой и ездите только на велосипеде? А может, если надо кого-нибудь в пять утра подвезти в аэропорт, вы машину тихонько толкаете до самой Улманя гатве и только тогда заводите мотор?» спрашивает Винета.

Виолета тоже считает, что нет смысла запрещать воздуходувы: «Мне вообще не мешает большая часть городских шумов, на которые жалуются другие. Я не замечаю ни газонокосилки, ни воздуходувы, ни мусорные машины, ни громкие концерты по-соседству поздно вечером или после полуночи. Я, конечно, не медик, но знаю, что плохой сон частенько никак не связан с шумом на улице. Да и где у нас в Агенскалнсе такие места, где листья гоняли бы с раннего утра до позднего вечера? Другой вопрос, а нужно ли вообще применять эти листодувы, чтобы убрать с территории дома три листика и пыль».

Впрочем, противников шумной работой воздуходувов в Агенскалнсе оказалось все-таки больше, чем их защитников. Например, Атис заметил, что страдают не только жители, но и операторы воздуходувов. Они постоянно работают в атмосфере шума и дышат парами бензина: «А вот результат уборки, по-моему, у них получается весьма сомнительным».

Интересно, что в дискуссию жителей Агенскалнса охотно включились сразу два депутата Рижской думы. Валдис Гаварс написал, что полный запрет на использование воздуходувов в Риге едва ли возможен: «Однако самоуправление могло бы установить время использования такой техники, чтобы громкие звуки ранним утром не будили жителей».

А депутат Лаурис Эренпрейс рассказал, что уже осенью прошлого года актуализировал вопрос о применении воздуходувов на заседании Комитета жилья и окружающей среды Рижской думы: «В этом году Департамент жилья и среды разработал поправки к правилам самоуправления № 146, которые устанавливают порядок обслуживания городских территорий. Однако совсем недавно, прямо перед принятием поправок, оказалось, что о проблеме воздуходувов снова забыли!».

Инна Харланова